История

Татарское название – Кучкай Пожары (Пожарки Кучкая). Пожарки, как и все другие припьянские татарские селения, расположены на правом берегу Пьяны. Впервые как татарское селение упоминается в 1611 г. По преданиям, селение первоначально под названием Юрты находилось на 1,5-2 км южнее современного села. Это название перенесено из степей правобережья Волги и Подонья, где так называли свои поселения первые казаки. По преданию, записанному в начале века Г.Н.Ахмаровым, первые поселенцы прибыли в эти края с Ахтубы (левый приток Волги в районе Волгограда). Возможно, что они были казаками. В 80-е годы XVI в. царь дает указание своим воеводам прибирать на службу донских и волжских атаманов и казаков.Позднее продолжает приглашать их, обращаясь “с татарским письмом”. Название включает два корня: “Пожарки” и “Кучкай”. Это обусловлено тем, что рядом с татарским селением находится еще одно селение с названием “Русские Пожарки”. Эти два селения исторически связаны между собой. Мотивы того, почему татары сохранили общее с соседним селением название, неизвестны. К моменту поселения татар соседнее селение уже называлось Пожарками, и оно пришло на смену старому названию - Сунилово. Селение стало называться так не потому, что оно первоначально основалось на месте выжженного темного леса, а по причине частых пожаров, которые случались в этом селении. По сведениям, полученным из официальных документов, Татарские или Новые Пожарки возникли в конце XVI в. В поместном акте, выданном в 1584 г. группе арзамасских служилых татар, в числе которых был мурза Кучкай, предполагаемый основатель селения, называются имена Чикея Енгильдеева, братьев Енговатовых, Кильдюшева, Енгалычева и др. Все они наделяются поместьями в пустоши, за шатковским лесом. При этом в натуре поместье не указывается. Пользуясь этим, Кучкай мурза переходит границу Арзамасского уезда, которая проходила по речке Пица, и поселяется в Пожарках, расположенных в соседнем Алатырском уезде. Так же поступает Чикей Енгильдеев – вместе с группой бывших камкинцев основывается в Камкине. По месту верстания они находились на службе в Арзамасском уезде. Среди перечисленных в акте татар мурза Кучкай был самым именитым. Он имел титул - Кучкай мурза князь Сабаев, Мустафин сын. В последующих актах прослеживается родовая связь между Кучкаем и его потомками. Так, в 1611 г. при разделе земель в Чуфарове присутствуют представители соседних деревень Мордовских и Татарских Пожарок, Шубина, Камкина, в том числе представители Мордовских Пожарок Русин Сыряпин, Кадыш Оленин, Отяш Чинзин, служилые татары Татарских Пожарок Айбулат Бейбулатов, Семакай Кучкаев и Цынай Капкунаев.Сведения о Кучкае и его потомках совпадают с данными родословной, составленной краеведом этого селения Ф.Юнисовым – Качкай (так названо имя Кучкай) – родоначальник, его сын Алмакай,внук Семакай и т.д.Еще одно косвенное подтверждение, что село названо по имени Кучкая – в акте 1611 г. указано соседнее селение Шубино. Представители Шубина Бекбулат Шуба и Исен Богдав. Вероятно, что Бекбулат является сыном основателя селения Шубино. Это значит, что называние селений по имени основателей было традицией тех лет. В заключение следует сказать, что в основе названия лежит исторический факт – Кучкай мурза является основателем селения.В духе традиции русской фонетики звуки “а” и “у” трансформировались в “о” – Кочкой, Кучкай Пожарки превратились в Кочко-Пожарки. Параллельные названия Новые Пожарки, Татарские Пожарки не отрицают, а лишь подтверждают историческую версию. Воссоздание истории названия селения стало возможным благодаря упорному и настойчивому поиску местного краеведа Ф.Ю.Юнисова, сумевшего восстановить родословную Кучкая, состоявшую из 12-13 поколений. Сведения о Кучкае и его потомках помогли установить, что родоначальник рода Кучкаевых и основатель селения – это одно и то же лицо.По преданиям, записанным Ф.Юнисовым в Кочко-Пожарках, наряду с татарами жило несколько родов чувашей, выходцев из другого татарского селения Базлова. Он восстановил и их родословные, собрал сведения об их верованиях, обрядах и праздниках. Со временем они приняли ислам и отатарились. Они оставили как память о себе термин “дур” в смысле улицы, части деревни, так названы некоторые из них Чуаш дур, Кочан дур.

Кочко-Пожарки © 2008 | Обновленно: 21.03.08 | Design by Tatarin-boy
Hosted by uCoz