|
История
Татарское название – Кучкай Пожары (Пожарки Кучкая). Пожарки, как и все другие припьянские
татарские селения, расположены на правом берегу Пьяны. Впервые как татарское селение упоминается
в 1611 г. По преданиям, селение первоначально под названием Юрты находилось на 1,5-2 км южнее
современного села. Это название перенесено из степей правобережья Волги и Подонья, где так называли
свои поселения первые казаки. По преданию, записанному в начале века Г.Н.Ахмаровым, первые поселенцы
прибыли в эти края с Ахтубы (левый приток Волги в районе Волгограда). Возможно, что они были казаками.
В 80-е годы XVI в. царь дает указание своим воеводам прибирать на службу донских и волжских атаманов и
казаков.Позднее продолжает приглашать их, обращаясь “с татарским письмом”.
Название включает два корня: “Пожарки” и “Кучкай”. Это обусловлено тем, что рядом с татарским селением
находится еще одно селение с названием “Русские Пожарки”. Эти два селения исторически связаны между собой.
Мотивы того, почему татары сохранили общее с соседним селением название, неизвестны.
К моменту поселения татар соседнее селение уже называлось Пожарками, и оно пришло на смену старому названию
- Сунилово. Селение стало называться так не потому, что оно первоначально основалось на месте выжженного темного
леса, а по причине частых пожаров, которые случались в этом селении.
По сведениям, полученным из официальных документов, Татарские или Новые Пожарки возникли в конце XVI в. В поместном акте,
выданном в 1584 г. группе арзамасских служилых татар, в числе которых был мурза Кучкай, предполагаемый основатель селения,
называются имена Чикея Енгильдеева, братьев Енговатовых, Кильдюшева, Енгалычева и др. Все они наделяются поместьями в пустоши,
за шатковским лесом. При этом в натуре поместье не указывается. Пользуясь этим, Кучкай мурза переходит границу Арзамасского уезда,
которая проходила по речке Пица, и поселяется в Пожарках, расположенных в соседнем Алатырском уезде. Так же поступает Чикей Енгильдеев
– вместе с группой бывших камкинцев основывается в Камкине. По месту верстания они находились на службе в Арзамасском уезде.
Среди перечисленных в акте татар мурза Кучкай был самым именитым. Он имел титул - Кучкай мурза князь Сабаев, Мустафин сын.
В последующих актах прослеживается родовая связь между Кучкаем и его потомками. Так, в 1611 г. при разделе земель в Чуфарове присутствуют
представители соседних деревень Мордовских и Татарских Пожарок, Шубина, Камкина, в том числе представители Мордовских Пожарок Русин Сыряпин,
Кадыш Оленин, Отяш Чинзин, служилые татары Татарских Пожарок Айбулат Бейбулатов, Семакай Кучкаев и Цынай Капкунаев.Сведения о Кучкае и его
потомках совпадают с данными родословной, составленной краеведом этого селения Ф.Юнисовым – Качкай (так названо имя Кучкай) – родоначальник,
его сын Алмакай,внук Семакай и т.д.Еще одно косвенное подтверждение, что село названо по имени Кучкая – в акте 1611 г. указано соседнее селение
Шубино. Представители Шубина Бекбулат Шуба и Исен Богдав. Вероятно, что Бекбулат является сыном основателя селения Шубино. Это значит, что называние
селений по имени основателей было традицией тех лет. В заключение следует сказать, что в основе названия лежит исторический факт – Кучкай мурза
является основателем селения.В духе традиции русской фонетики звуки “а” и “у” трансформировались в “о” – Кочкой, Кучкай Пожарки превратились в
Кочко-Пожарки. Параллельные названия Новые Пожарки, Татарские Пожарки не отрицают, а лишь подтверждают историческую версию. Воссоздание истории
названия селения стало возможным благодаря упорному и настойчивому поиску местного краеведа Ф.Ю.Юнисова, сумевшего восстановить родословную Кучкая,
состоявшую из 12-13 поколений. Сведения о Кучкае и его потомках помогли установить, что родоначальник рода Кучкаевых и основатель селения – это одно
и то же лицо.По преданиям, записанным Ф.Юнисовым в Кочко-Пожарках, наряду с татарами жило несколько родов чувашей, выходцев из другого татарского
селения Базлова. Он восстановил и их родословные, собрал сведения об их верованиях, обрядах и праздниках. Со временем они приняли ислам и отатарились.
Они оставили как память о себе термин “дур” в смысле улицы, части деревни, так названы некоторые из них Чуаш дур, Кочан дур. |
|